Суббота
20.04.2024
10:33
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Казначеева Марина Валерьевна
Доклад
«Моя педагогическая концепция»
«Формирование и развитие общеучебных исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории, обществознания и МХК».
    
     В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации.
     Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности. Цель работы по данной теме: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные умения, и сделать детей активными участниками учебного процесса.
     На основании Закона РФ «Об образовании» и "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования являются:
  • формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций;
  • формирование информационной культуры личности.
     В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель истории и обществознания внедряет в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии:
  • технология компетентностно-ориентированного обучения (например, метод проектного обучения);
  • информационно-коммуникационные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.
Задача педагогической деятельности
Ожидаемые результаты использования современных образовательных технологий
Создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала
Повышение качества знаний учащихся.
Овладение учащимися ключевыми компетентностями. Формирование научно-исследовательских навыков обучающихся.

Современные образовательные технологии

Виды деятельности

Метод
проектного обучения

Ознакомление учащихся с проектным методом.
Оказание помощи в постановке целей.
Прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.
Выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей.
Консультирование на всех этапах работы над проектом.

Информационно-
коммуникационные
технологии

Применение учебных электронных изданий по истории, ресурсов сети Интернет и ОМС.
Разработка презентаций к урокам истории и МХК, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля.
Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК.
Оказание помощи учащимся при подготовке мультимедийных презентаций, проектов.

Метод проектного обучения
     Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
     Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:
  • логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
  • поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).
     Осознавая концепцию современной школы как школы не столько наделяющей выпускников конкретными знаниями и навыками, сколько закладывающей общую базу мышления и культуры, формирующей всесторонне развитого человека, создающей условия для дальнейшего развития в любом направлении, особое внимание уделяю воспитательной цели курса. Главными задачами работы в данном направлении являются:
  • воспитание инициативы, активности и самостоятельности обучающихся, способности к творческому сотрудничеству с осознанием ответственности за ре
  • воспитание ответственного отношения к компьютерной технике, информационным системам, к продуктам интеллектуальной деятельности других людей. зультаты общего труда;
     Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важной прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
     Организацией проектной деятельности занимаюсь 3 года. Учащимися разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты по истории.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
     При организации урока с использованием ИКТ планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая её временными рамками, сочетаю работу на компьютере с обсуждением.
     Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.
      Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей и фразами «Ура! Сейчас кино будем смотреть!» удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Я корректирую фразы и подстраиваюсь под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютерные технологии никогда не заменят живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям. Я опробовала такой вариант использования интерактивного ресурса, подразумевающего звуковые ролики ["От Кремля до рейхстага”, "История российской монархии”, "История России XX век”, "История России и ее ближайших соседей” и т. д.] Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы на которые дети должны ответить в результате просмотра ресурса. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление, а не праздно смотрят ролик. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, я считаю необходимым либо приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению. Естественно, следует варьировать качественные характеристики вопросов для старших и младших классов, добавляя по мере взросления детей аспекты проблемности.
    Итоги использования компьютерных технологий таковы:
  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Научно-исследовательские работы с учениками.
     Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Я отвечаю за историческое отделение школьного научного общества. Уже 5 лет мы сотрудничаем с военно-историческим клубом «Полярная звезда». Все рефераты защищаем с помощью презентаций. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой работы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
 
Использование игр на уроках истории.
     Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».
     В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений, приёмами риторики, культурой речи, умению принимать разные точки зрения.
     Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.
     В дидактической и методической литературе по использованию игр в учебном процессе выделяют две группы:
             - малые дидактические игры;
             - ролевые игры.
     Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большой хронологический, картографический, историко-культурный материал. Они направлены на усвоение характеристик исторических деятелей (формирование у учащихся логического мышления), исторических событий, памятников искусства, быта людей. Например, викторины:
              - "Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”,
              - "Откуда этот отрывок?” (на знание историко-художественной литературы),
              - " О каком событии идёт речь?”,
              - "Знаешь ли ты эти мифы?” и т. д.
     Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются задания найти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особой популярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале: "Четвёртый лишний”, "Россыпь”,Квартет”, "Рассыпанное предложение”. В среднем звене ребят захватывают интеллектуальные игры типа: "Счастливый случай”, "Что? Где? Когда?”, "Колесо истории”, "Своя игра”. Организуя игры на уроке можно прийти к выводу, что без учителя, без его поддержки, многие интересные начинания могут оказаться трудными и неосуществимыми для учеников. Ролевая игра, которая готовится в течение 2-3 недель, как правило, с учащимися старших классов, формирует умения анализировать исторические события, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку историческим событиям, деятелям, положению классов. ("Турнир ораторов”, "Конкурс Мюнхгаузенов”, "Клуб путешественников”, "Путешествие в картинные галереи”.) В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию. (Например, урок – суд – это наша современная оценка исторических личностей, событий, явлений, без неё невозможно изучение истории, извлечение из неё уроков ( Урок "Суд над Сталиным”).
     Анализ учебной работы, методической литературы, школьной практики позволяет сделать выводы, что эффективность ролевой игры зависит от факторов:
               - уровня сформированности исторических знаний;
               - уровня сформированности умений и навыков учащихся;
               - подготовки учащихся, включающей опыт исполнения исторических ролей, создание установки на игру.
     Для успеха ролевых игр учитель вначале опирается на группу хорошо успевающих ребят, проявляющих повышенный интерес к истории, к чтению художественно-исторической литературы, членов исторических кружков, постепенно расширяя круг участников.
     Учебные игры в разумном сочетании с другими приёмами и средствами обучения помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию общеучебных и исследовательских умений и навыков, по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.
 
Использование системы интеллектуальных упражнений на уроке.
     При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент.
     Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.
     Во внеклассной системе я разработала проект «Интеллектуальный клуб», и уже третий год в нашей школе активно работает школьный интеллектуальный клуб «ШИК».
     Подводя итог, хочу сказать, что современные ученики обладают более развитыми визуальными способностями, они демонстрируют быструю реакцию, натренированную в игровых реалиях, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует исследовательской деятельности. Степень овладения информационными технологиями учащимися несопоставимо выше, чем учителями. И это понятно, утверждает известный психолог Александр Асмолов, «ведь учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут».
     Чем раньше у учителя появиться потребность активно пользоваться Интернетом, чем быстрее он научиться применять новые информационные технологии, медиа- и электронные ресурсы , а также создавать собственные информационные продукты тем быстрее его встречи с учащимися станут эффективнее и начнут приносить удовлетворение обеим сторонам.
     Я желаю всем творческих успехов!
Учитель истории Казначеева М.В.